Во главе стола
Хлеб во все времена продолжает оставаться наиболее значимым продуктом в потребительской корзине россиян. Более того, с приходом кризиса его потребление начинает расти, и в первую очередь это касается свежей выпечки. На фоне общей экономии и сокращения доли дорогих продуктов, таких как мясо и свежие фрукты, покупатели стараются не отказывать себе в горячем хлебе, испеченном на месте.
В 2015 году среднедушевое потребление хлеба и хлебо-булочных изделий в России, по данным Alto Consulting Group, увеличилось на 0,8%, что в натуральном выражении составило 0,3 кг. По состоянию на январь 2016 года этот показатель находился на уровне 46,2 кг по сравнению с 45,9 кг на начало 2015-го. Согласно прогнозу компании, по итогам 2016 года спрос на хлеб возрастет за счет снижения уровня жизни населения. В 2015 году реальные доходы граждан Российской Федерации сократились на 4% к прошлому году, и пока у аналитиков нет никаких оснований предполагать, что доходы снова пойдут в рост, скорее всего, ожидается ещe более интенсивное снижение.
В категории хлеба и хлебобулочных изделий такая динамика спровоцирует увеличение потребления данной продукции как наиболее доступной для широких слоев населения, подходящей для удовлетворения базовых потребностей в пище.
– При этом все чаще потребители отдают свое предпочтение свежеиспеченным изделиям. В условиях экономии на остальных продуктах питания они стремятся порадовать себя хотя бы ароматным и горячим хлебом».
Организуя работу мини-пекарни, предприниматели, по словам Ирины Смоляниновой, стараются использовать замороженные полуфабрикаты высокой степени готовности, поскольку запуск производства полного цикла является очень затратным и к тому же не позволяет предложить широкий ассортимент продукции.
Технология приготовления замороженного хлеба отличается от традиционной тем, что его выпекают на 90% и далее замораживают, что позволяет допечь его в торговой точке и подать клиенту свежим в любое время;суток, – отмечает старший менеджер по продажам компании «Гуд-Фуд» Ирина Осовицкая.
Данная тенденция наблюдается и среди крупных розничных операторов. Если раньше ритейлеры старались изготавливать хлеб собственными силами, чтобы сохранить свою марку, то теперь они переключаются на использование полуфабрикатов.
Предприятия хлебобулочной отрасли, по словам Ирины Осовицкой, все чаще переходят на приготовление замороженного хлеба и ХБИ. «Думаю, что на данный момент ассортимент заморозки в категории составляет более 50%. Сетям работать с замороженными заготовками очень удобно, ведь можно контролировать расход и всегда иметь на полках свежий продукт, что привлекает покупателя», – добавляет она.
Повышение спроса на замороженные полуфабрикаты подтверждают и аналитические данные. В 2015 году объем категории хлебобулочных полуфабрикатов в России, согласно информации Discovery Research Group, вырос на 5,5% и составил 53 360 т. Причем российское производство данной продукции на 9,8%, до 48 942 т.
Желание сетей использовать замороженные полуфабрикаты привело к тому, что за последний год ассортимент замороженного хлеба и ХБИ в рознице расширился: появились необычные зерновые сорта, ржаные, а также различные виды выпечки, отмечает Ирина Осовицкая. Сейчас, по ее словам, магазин у дома» предлагает в среднем от пяти до восьми наименований хлеба, приготовленного из замороженных полуфабрикатов, супермаркет – 15–70 позиций, а в гипермаркете ассортимент порой доходит до 90 SKU. Производители же, как правило, предлагают огромный ассортимент, который иногда достигает несколько сотен наименований, подчеркивает Ирина Осовицкая.
«Гуд Фуд» старается не расширять свою линейку до бесконечности, а напротив, отбирает только самое лучшее у поставщиков, чтобы привлечь как можно больше покупателей, – делится она. – На данный момент мы можем предложить более 100 наименований замороженного хлеба и ХБИ. Наш ассортимент значительно расширился в 2016 году, однако от выпуска четырех-пяти позиций пришлось отказаться из-за их плохой оборачиваемости».
В целом в категории, по ее словам, идет некоторое смещение спроса в сторону более простых, традиционных сортов хлеба, а востребованность трудоемких и сложных сортов несколько снизилась. «Сложные и дорогие хлебы, например, австрийский хлеб, изделия с сыром и с травами, которые раньше присутствовали в нашем основном ассортименте, стали существенно дороже и, соответственно, были выведены в линейку продукции «по запросу», – констатирует она.
Тем не менее, несмотря на сложную экономическую ситуацию, инновации, по ее мнению, не чужды категории хлеба и хлебобулочных изделий. «Наше предприятие нацелено на интеллектуального потребителя, поэтому мы продолжаем разработки. Так, на 2017 год у нас запланирован вывод новых позиций, которые отражают тренд здорового образа жизни: хлеб с добавлением пре- и пробиотиков, витаминов и микроэлементов, изделия с пониженным содержанием соли, сбалансированные зерновые хлебы», – отмечает Ирина Смолянинова.
«В 2016 году мы ввели в наш ассортимент много новых сортов (ржаных, бездрожжевых, злаковых), в линейке ХБИ тоже много новинок для гурманов: со шпинатом, с абрикосом,с клюквой и кремом, с маршмеллоу, с карамелью», – говорит Ирина Осовицкая.

Наша компания не может соревноваться по объему выпуска с огромными хлебозаводами. Поэтому в данном случае предпочтительнее иметь гибкий формат производства, подстраиваясь под меняющийся спрос и ориентируясь на нишевые продукты и премиальные сети, – подчеркивает она.
Замороженный хлеб хранится при температуре не выше -18 °С. При комнатной температуре испеченный хлеб мы рекомендуем клиентам хранить не более 24 часов, чтобы покупатель всегда получал свежий продукт к своему столу», – отмечает Ирина Осовицкая.
Значительно более высокий срок годности становится основным преимуществом замороженного хлеба перед готовым заводским. При соблюдении основных условий, а это температура -18 °С и относительная влажность в пределах 80–85%, замороженный хлеб хранится 180 суток и более, не теряя полезных свойств. Правда, нужно соблюдать товарное соседство.
Замороженный хлеб не должен находиться рядом с другими замороженными полуфабрикатами, которые имеют острый и специфический запах, например, с рыбой. Его можно хранить с мороженым, замороженными овощами и смесями и другими вакуумированными замороженными продуктами. Еще одно преимущество – при использовании полуфабрикатов практически не остается нереализованной продукции, а при неожиданном наплыве покупателей в течение 20 минут можно восполнить недостающие на полках позиции. Обычно замороженные хлебные полуфабрикаты требуют довольно много времени для дефростации – 40–80 минут.
Журнал «Мое дело. Магазин» №186 сентябрь 2016 г.